О творчестве, методах и разнообразии в искусстве: Беседа с художником Артемом Диатяном

Избранные фрагменты интервью

Вопрос: Вы отмечаете: «Я работаю с самыми разными инструментами, каждый из которых дарит особую текстуру и обогащает материал. Стараюсь использовать больше красок собственного изготовления». Не могли бы вы рассказать подробнее о ваших инструментах? Перечислить их, охарактеризовать? Что из них — ваша личная находка, изобретение, а что вы переняли у классиков и учителей? И, конечно, про любимые краски: вы работаете только маслом? Где вы учились самостоятельно изготавливать краски, из какого сырья, и почему это вас увлекает?

Ответ: В качестве инструментов я использую саму природу: глину, солому, опилки древесной коры, битум, чернила, золу — всё это находит своё место в картинах, где важна живая, дышащая текстура, возникающая словно сама собой. В этом же ключе работали и работают мои современники: немец Ансельм Кифер с его монументальными полотнами, француз китайского происхождения Зао Ву Ки с его завораживающими пейзажами, американец Эд Мозес с его абстрактными симфониями цвета. Но мои истинные вдохновители — мастера Лондонской школы: Леон Кософф и Фрэнк Ауэрбах,  которых  я считаю своими наставниками. Также меня восхищают работы австралийца Фреда Вильямса с его уникальным взглядом на живопись и техникой пленэра, в которой я чувствую родственную душу. И конечно любимый художник француз  Эжен Леруа с его нагими женщинами.  Считаю, что умение сохранить пластичность материала — ключ к пониманию истории и дальнейшего развития живописи.

Что касается красок, алхимию их создания я постигал у старых мастеров во Флоренции, учился смешивать связующие, пигменты, лаки, масла и воски. А у австралийских аборигенов я перенял секреты использования местных пигментов, кварцевого песка, нефтяных смесей и даже молотых ракушек. Как художник-исследователь, я всегда стремлюсь увидеть, какие новые реакции рождаются при сочетании красок с разными материалами.

Вопрос: Как обычно происходит ваш рабочий процесс? Что для вас его основные составляющие? Уединение, простор, природа? Вы говорили, что не любите искусственное освещение и предпочитаете пленэр… Кто ваш главный судья и отборщик?

Ответ: Палитра готовится заранее, краски должно быть много. Затем в ход идут обратная сторона кисти и мастихин с подогретой краской на воске. Главное — ощутить на улице дыхание ветра, прикосновение дождя, объятия снега и яркий поцелуй солнца — всё это даёт мне возможность запечатлеть стихии на холсте. А отбирать картины могут лишь те, кто действительно ищет в искусстве подлинность, вне зависимости от рейтингов и общепринятых предпочтений.

Вопрос: Как долго вы обычно работаете над картинами? Вы рассказывали, что часто трудитесь над одним произведением несколько лет, периодически возвращаясь к нему и что-то добавляя… Сколько времени ушло на создание, например, этой работы?

Ответ: Меня можно назвать медленным художником. Я могу провести целый день в медитативном состоянии, нанося лишь один слой краски, затем отложить картину на несколько дней и вновь вернуться к ней, чтобы добавить новый слой. Потом могу решить убрать этот слой и создать новый. И так, слой за слоем, картина превращается в многослойное полотно. Затем я откладываю её на месяц, чтобы потом снова нанести или стереть краску. И этот процесс может длиться очень долго. Мне нравится создавать картины именно так, хотя это может противоречить некоторым правилам живописи. Я — художник-черновик, стремящийся состарить взгляд картины, сделать его мудрее, вне времени.

Вопрос: Что для вас означает понятие символа? Насколько эти символы, изображённые вами, находятся вне категории времени? Будут ли они понятны и считываемы, например, через поколение?

Ответ: Символы… Дуб, например, — это символ прочности и бессмертия. Я резцами вырезал дубовых идолов, маленьких, но исполненных силы так как ощущаю как «Дерево помнит все  эпохи». Реки — обиталища драконов в мифологии Китая. Я видел, как желтая река Хуанхэ, мутная и неспокойная, уносит лодки рыбаков, словно играючи. Чувствовал дыхание древних повелителей. Хризантемы — имперские цветы, предмет поклонения в Японии, символ величия. В Киото, в саду Рёандзи, они казались мне застывшей роскошью, намеком на тщетность всего земного.

Клоуны — это вечная тема, буффонада, которая всегда радует нас. В цирке, под куполом, смех маленькой девочки, звонкий и неподдельный, был самым ценным сокровищем. Клоун — это символ смеха, ещё раз смеха и возможности любить жизнь. Даже в самые темные времена. Реально обожаю их писать всегда.

Нагота женщины для меня — это прежде всего символ плодородия, ведь именно она дарует жизнь, без неё нет будущего для мужского…рода. И вот, в полумраке мастерской, я смотрю на ее обнаженное тело. Каждый изгиб, каждая тень рассказывает историю. Историю о жизни, смерти, и о той хрупкой надежде, что однажды, мои символы смогут говорить с потомками. Передавать им эту простую, но вечную истину. Даже сквозь поколения.

Вопрос: Вы много путешествовали в конце 90-х. Получили художественное образование в Италии. Какое влияние оказывают путешествия на ваше творчество сейчас? 

Ответ: Италия дала мне начальную  школу, резец художника, выточила понимание форм. Все же настоящее мое образование началось в конце 90-х, когда я оставил мастерские Флоренции ради новых экспериментов и практик  зовущих к неизвестным мне местам на Земле.

Австралия стала откровением. Я увидел, как природа творит искусство, не нуждаясь в человеческой руке. Бескрайние пейзажи, где земля и небо сливаются в едином порыве, научили меня видеть абстракцию в самой реальности. Бури, рисующие красками молний на полотне ночи, закаты, взрывающиеся фейерверком эмоций — все это нашло отражение в моих работах. Я начал писать стихиями, передавая их энергию и мощь.

А потом были Штаты. Озера Вашингтона, гладью отражающие величие гор, горные перевалы, где ветер срывает кепку  и мысли, равнины Флориды, залитые солнцем, выжигающим все сомнения. Америка подарила мне ощущение свободы, безграничного пространства для творчества, где нет рамок и правил. Эта свобода проявилась в моих картинах, в смелых мазках, в неожиданных сочетаниях цветов.

Путешествия стали не просто сменой декораций, а трансформацией души. Они научили меня видеть красоту в обыденном, чувствовать мир каждой клеточкой тела, пропускать через себя все его радости и печали. И искусство, родившееся из этих странствий, стало для меня не просто профессией, а самой жизнью. Без него не было бы меня. Без него не было бы ничего. И пока мои руки помнят прикосновение кисти, я буду продолжать писать этот вечный гимн миру.

 Artist statement 

 Художник-шаман, впитавший в себя культурное разнообразие мира. Его полотна — это визуальный язык, требующий понимания и знаний истории искусства. В его работах ощущается дыхание времени, пульсация истории, отголоски пережитых событий, трансформированные в метафорические образы и символы.

Творчество Диатяна — это не просто демонстрация мастерства, это погружение в глубины человеческого сознания, попытка постичь непостижимое, выразить невыразимое. Каждая его картина — это отдельная вселенная, со своими законами, своей логикой, своей вибрацией и восприятием. Коллекционер его работ становится не просто наблюдателем, а соучастником, вовлеченным в диалог с художником, с его внутренним миром.

В произведениях автора  можно увидеть влияние различных художественных школ и направлений, от живописи арт брюта и американского течения северо запада  до западного неокспрессионизма. Он создает самобытный, неповторимый стиль, в котором переосмысливает традиции, смело экспериментирует с формой и цветом, исследует новую природу  выразить себя. Его работы — это инвестиция в будущее, в культуру, в искусство. Они не только украшают стены галерей и частных коллекций, но и вдохновляют, заставляют задуматься, делают мир вокруг красивым и гармоничным.  Работы Артема Диатяна нашли своих коллекционеров  в России, США, Сербии, Франции, Саудовской Аравии, Литвы, Армении, Испании, Чили, Швейцарии, Австралии, Гонконга, а также входят в собрания различных арт-фондов. Он является членом Московского союза художников (секция монументальной живописи).  

Образование:

  • Академия управления им. С. Орджоникидзе, 1992 г.
  • Академия изящных искусств, Флоренция, стажировка (1992–1994 гг.)
  • Стажировка по живописи, Австралия, 2001 г.
  • Стажировка по живописи, США, 2000–2002 гг.

Выставки:

  • Галерея «73 улица», выставка, Бабаевский пивзавод, 2013 г.
  • Крафт Галерея, «Чистая абстракция», персональная выставка, 2013 г.
  • Галерея живописного искусства ТЖМСх, выставка ко Дню города Москвы, 2013 г.
  • ЦДХ, «Новая Эра», абстрактная живопись, 2014 г.
  • Галерея «Лорие», Новинский Пассаж, 2014–2015 гг.
  • МВ3 Галерея, «Сессия художников. Шутовство», 2014 г.
  • Арт Галерея «Чай на даче», Жуковка, «Чай на рижском взморье», 2015 г.
  • Галерея «Символы», Zeppelin, Новинский Пассаж, 2015 г.
  • Арт-гостиная, ТЦ «Метрополис», 2017 г.
  • Аукцион «Владей», 2017 г.
  • Pop up museum, Neo Geo Nikolskya gallery, 2017–2018 гг.
  • Арт-резиденция CUBE, «Метафизика цвета» (при поддержке InGallery), 2020 г.
  • Art Russia fair, Synergy art collection, 2022 г.
  • Выставка «Мир Телу», посвящена Огюсту Родену, Фонд Юлии Якубович, 2022 г.
  • Инновационный центр «Сколково», «Эффекты присутствия», галерея Феддини, 2023 г.
  • Арт-резиденция Cube, «Коллекционные тарелки», групповая выставка, 2023–2024 гг.
  • Арт-резиденция Cube, Just Art (при поддержке галереи Art it Easy), 2024–2025 гг.